Чем занять себя, когда выпала свободная минутка? Этот вопрос задают себе многие люди. Именно для них существует целый вид игр — казуальные, которые отлично помогают скоротать время.
Что же такое казуальные игры и с чем их едят? Сам термин «казуальный» происходит от латинского слова casualis, что означает «случайный». То есть это можно определить как«игра, в которую играют от случая к случаю». Хотя многие такие игры затягивают настолько, что за ними можно просиживать часы напролет (как и за популярными играми других жанров) в основном казуалки предназначены для того, чтобы убить немного свободного времени. Например, во время поездки предпочтительнее играть в казуальные игры, так как в отличие от современных шутеров и стратегий казуалки более простые в техническом плане, а значит, нагрузка на процессор и видеокарту у этих игр меньше. Следовательно, аккумулятор ноутбука продержится дольше.
Немного истории
На самом деле игры, которые сегодня можно смело отнести к жанру казуальных, появились задолго до широкого распространения ПК в нашей стране. Вы наверняка помните игрушки «Тетрис» (хотя кроме самого тетриса, там была еще и уйма других «кирпичных» игр), с которыми можно замечательно скоро тать время в ожидании или поездке.
Для мобильных телефонов также создано множество подобных игр. Казуалки для ПК появились задолго до того, как был придуман этот термин. Уже в Windows 3.11 был встроен пасьянс «Косынка», который также относится к казуальным играм, как и другие штатные игрушки Windows. Но все же, зарождение жанра относится к 2000 году. Именно тогда компания PopCap (http://popcap.com) выпустила игру под названием Bejeweled (http://popcap.com/games/bejeweled), которую можно считать официальным родоначальником казуальных развлечений.
А дальше - пошло-поехало, как снежный ком. Причиной быстрого роста популярности миниигр было и то, что на тот момент многие модели компьютеров были маломощные, а казуалку можно запустить на любой машине (та же Bejeweled требует всего 128 МБ видеопамяти и процессор с частотой в 350 МГц). При этом для многих мини-игр был характерен хороший геймплей, замысловатый сюжет и оригинальная графика. Способствовал их распространению и Интернет, ведь поначалу скорость подключения у пользователей была довольно низкой, а трафик дорогим. Файл с мини игрой имел совсем небольшой размер и пользователь мог быстро скачать его без особых затрат (особенно если игра была бесплатной).
Довольно скоро после своего появления казуальные игры начали делиться на поджанры: стрелялки, гонки, логические, ролевые, бизнес-симуляторы и т. д.
Секрет успеха
Но, конечно же, популярность мини-игр заключается не только в вышеперечисленных обстоятельствах. Главной причиной широкого распространения казуалок является то, что в них могут играть абсолютно все, кто хоть раз держал в руках мышку и клавиатуру. Причем для разных людей прелести таких игр заключаются в разных факторах. Для пожилых людей, которых играть научили дети или внуки, это будет просто очень необычное развлечение, для офисных работников - не только способ убить время, но и хорошая разгрузка после выполнения основной работы. Мозг переключает внимание с важной рабочей задачи на виртуальную, не такую сложную, но более интересную. Детям же понравится яркий и красочный интерфейс игры. Даже хардкорные геймеры после напряженных сетевых баталий играют в казуальные игры. Люди, едущие в общественном транспорте, могут спокойно играть на мобильных телефонах: достать его в забитом вагоне метро или в маршрутке все же легче, чем ноутбук или даже книгу. Для прохождения таких игр не нужно искать подсказок на форумах, нервничать, сжимать игровые девайсы до боли в суставах (хотя и тут есть свои исключения ☺). Многие казуалки действуют на человека успокаивающе, в то время как другие игры в основном возбуждают нервную систему.
С другой стороны, некоторые из поджанров, например аркады, нередко требуют концентрации внимания и отличных рефлексов.
Купить не выходя из дому
На сегодняшний день рынок казуальных игр поистине огромен. Индустрия зарабатывает более $2,25 млрд в год, а количество людей, играющих по Интернету, в месяц превышает 200 млн человек. Даже несмотря на финансовый кризис, рост продаж таких игр в 2008 году составил около 20 %. Следовательно, возросло и их производство. Не последнюю роль в огромной популярности и широком распространении казуалок сыграли и технологии электронной коммерции и разнообразные платежные сервисы, которые позволили сделать механизм покупки и получения игр быстрым и удобным. Сегодня купить такую игру можно даже не вставая из-за компьютера. Оплатить ее можно через банк, с помощью кредитной карточки или электронных денег (в отличие от крупных игровых проектов, для покупки которых зачастую все еще нужно отправляться в магазин за диском).
У нас большой популярностью пользуется возможность приобретения игры с помощью мобильного телефона, путем оплаты покупки SMS-сообщением. Этот способ довольно простой. Нужно всего лишь отправить SMS на определенный номер и в скором времени получить код для скачивания полной версии игры. Такой способ получения игры очень удобен, так как далеко не у всех есть кредитная карточка или кошелек в системе Web Money.
Игра игре рознь
Несмотря на огромное разнообразие жанров казуальщиков можно разделить на три основные категории: любители логических, карточных и скоростных игр. Так, для головоломок на первом месте находится решение разнообразных логических задач. Причем это могут быть как действительно сложные квесты, где игроку придется серьезно поломать голову, так и простенькие бизнессимуляторы или головоломки типа тетриса, где на первый план выходит не столько смекалка, сколько наблюдательность и скорость реакции. Очень часто такие игры не лишены и юмора.
Любители скоростных игр (или, как их еще называют, «кликеры») предпочитают игрушки с очень динамичным и быстро меняющимся геймплеем. В этих играх главное не логическая составляющая (хотя во многих играх она присутствует), а скорость реакции и количество щелчков мышью. Нередко такие игры требуют серьезной концентрации внимания, поэтому их нельзя назвать расслабляющими и успокаивающими. Напротив, напряжение в них иногда ничем не уступает напряжению в обычных играх.
Что касается карточных игр, то к ним относятся всевозможные пасьянсы, покеры, разные виды дурака и т. д. Некоторые из таких игр (например, пасьянсы) также можно отнести и к жанру логических игр. А еще они могут совмещать с другими жанрами, например квестами или аркадами, где за успешную игру могут начисляться бонусы, используемые в игре в целом, но не относящиеся к самому процессу игры в карты.
Представители жанра
Казуальных игр существует неимоверное количество и среди них есть свои признанные авторитеты. Так, наверное, самым известным «тайм-киллером», можно назвать знаменитые Color Lines или просто «Линии». Суть игры очень проста, но, тем не менее, увлекательна — на квадратном игровом поле, поделенном на клетки, появляются шарики разных цветов. Шарики одного цвета требуется выстроить в линию (обычно линия должна состоять минимум из пяти шариков, хотя в различных вариантах игры правила варьируются), после чего они уничтожаются, принося игроку определенное количество очков. Игра позволяет отлично расслабиться и отвлечься от суеты окружающего мира, за что и снискала большую популярность.
Довольно известной интеллектуальной игрой является пасьянс «Маджонг» (головоломки на основе фишек популярной китайской настольной игры). Цель игры проста — разложить или собрать комбинацию из определенных фишек, следуя правилам конкретной разновидности пасьянса. Игра довольно увлекательна и более сложна, чем привычные нам «Косынка» или «Солитер», ведь варианты расклада в этой игре зачастую более сложные, чем в карточных пасьянсах. Дополнительную сложность вносит тот факт, что фишки выполнены в восточном стиле, с использованием иероглифов и рисунков, что поначалу затрудняет игру.
Одной из самых популярных кликерских игр, безусловно, является, «Зума». Цель игры — уничтожить разноцветные шары, двигающиеся цепочкой по экрану в направлении «базы» игрока до того, как шары достигнут его. Выстрелы производятся шарами различного цвета, а цепочки из объектов одного цвета взрываются если их длина превысила три шара. Несмотря на такую простоту геймплея игра получила огромную популярность и обзавелась большим количеством клонов. Так, на украинском отборе на WCG-2008 проводился турнир по мобильной игре«Атака Рональдиньо», созданной по принципу «Зума».
Существует множество популярных казуальных флешигр. Одна из них — Yeti Sports (https://www.yetisports.org), серия «спортивносадистских» игр, главным героем которой выступает снежный человек Yeti. Он очень любит заниматься разными видами спорта, только вместо мячей и прочего спортинвентаря он использует пингвинов и других животных. Все это подано в очень забавной и оригинальной форме и способны увлечь игрока не на один день. Другая популярная игра — Dark Room, сложная пространственная головоломка, где игроку приходиться решать логические задачи в темной трехмерной комнате.
|